Готовность к школе: Что мы не понимаем?
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников.
Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что
успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и
бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому
будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в
первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И
вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда.
Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг
огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе
пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама,
конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»!
Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне
указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес
знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не
готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно,
означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так
много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история.
Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно
молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А
возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению
шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких
вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но
когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся
методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными
оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их
неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи.
Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут.
Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего
первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не
получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были
элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей.
Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода
выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает
возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались:
возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что
возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо
готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И
под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять
ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с
ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя
законы его психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека.
Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное
образование. Причём неправильно суживать его исключительно до
«готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка
определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры,
готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в
ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в
развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в
ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей,
оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по
правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать,
что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая
события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не
читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы.
Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками
пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А
школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский
профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем
хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов
обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей.
Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в
своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил
полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба
получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек,
игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что
никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть
на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не
прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить
этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов
деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен
качественно измениться. У него должны развиться новые психические
функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте
они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к
маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно.
Только к школьной готовности относится не только это. Огромное
количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу,
принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель
готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается
объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а
дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором
плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это
значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему?
потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет
выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком,
её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать
формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница
написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по
этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц.
Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику
мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось
двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и
действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют
считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление
специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у
дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных
картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах
съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе,
лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на
другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос:
«Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники?
Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет
кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но
мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже
подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это
свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют
себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности.
Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я»
вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка
или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не
очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом
пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует
процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь
дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует
способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник
скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению
процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был
придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были
вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И
были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники
совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по
поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести
куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт
воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они
могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип
управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз:
«ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой
формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш
ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая
на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то,
что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо
повременить.
Он ещё не доиграл. |